Вы здесь

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО – ПАСХА. Смерть вечная прошла мимо нас…

"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16)

Воскресение Христово (Сошествие во ад) - фреска XIII в, Константинополь, монастырь Хора

Слово "Пасха" значит с еврейского: "прохождение мимо, или избавление от беды". Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского, продолжавшегося во  2-м тысячелетии до н.э. около 400 лет. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств.

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПАСХА

В ветхозаветной истории рассказывается о том, что царь египетский не отпускал из плена еврейский народ и всячески притеснял его. Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на Египет, последовательно, десять казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и т. п. Но, несмотря на такие бедствия, фараон все же не отпускал евреев…
Перед десятою казнью, последней и самой страшной, Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.
В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью.
Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней. 

НОВОЗАВЕТНАЯ ПАСХА

Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.
Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.
 
Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему Воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Пасха. Возженная свечаПраздничное Пасхальное Богослужение в Православных храмах отличается величием и необычайною торжественностью.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом совершают Крестный ход. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника…
Остановившись у затворённых западных врат, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.
Предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: "Христос воскресе из мертвых!.."
После пения церковным хором: "друг друга обимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением", все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: "Христос воскресе!" и отвечая: "Воистину воскресе!". Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, - воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия.

Если пасхальная служба совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.
Перед концом Литургии (главной части службы) освящается пасхальный хлеб, – Артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение.
Пасхальные яйцаПосле пасхальной Литургии совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса, для пасхальной трапезы верующих.
Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола. При этом, по старой русской традиции, в колокола может позвонить каждый желающий, чему особенно рады дети.
В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется "Радоницей". Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних родных.
Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
 
В 2017 году празднуем Пасху 16 апреля!


Приглашаем жителей села Черепова и близлежащих окрестностей на Праздничный молебен с освящением куличей, пасох и яиц. Начало Богослужения, согласно расписанию, - 16 апреля в 14:00 во временном Храме-часовне у разрушенной Покровской церкви.


Подготовлено по изданию: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий для семьи и школы»