Вы здесь

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим, фреска XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны    Множество же народа постилали свои одежды по
    дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
    народ же, предшествовавший и сопровождавший,
    восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен
    Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

    (Евангелие от Матфея 21, 8-9)

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи.

В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.

В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря.

Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною».

У нас же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.


* «Осанна» – слово еврейское и значит иногда – «хвала», а иногда – «спасение».


В Вербное воскресенье 9 апреля в череповском Храме-часовне прошел чин освящения вербной лозы.